Про бизнес

Предприниматель

main

Про бизнес

Предприниматель

Посещение Общероссийского Гражданского Форума на прошедшей неделе в Москве, позволило взглянуть на бизнес и предпринимательство с иной, новой для меня точки зрения — бизнес как общественная структура и предприниматель как социальный деятель.

Мне и я много и подробно рассказывали о том, что задача предпринимателя нести пользу людям, создавать полезные товары и услуги, которые востребованы людьми и обладают для них ценностью большей, чем денежная стоимость этого товара или услуги. И о том, что для реализации нужна идея, команда, бизнес-модель, маркетинговые стратегии и еще много чего. И все это чистая правда.

Не отрицая ничего вышеупомянутого, я предлагаю посмотреть на бизнес как на общественную структуру и на предпринимателя как общественного деятеля.

Деньги, богатство, ценность — эти понятия имеют смысл в контексте общества. Вне общества деньги, например, лишены полного смысла, потому что деньги — это инструмент социального обмена. И задача бизнеса или проекта — стать частью социального обмена, стать его субъектом.

Успешность, значимость и масштабность, а также стоимость, то есть капитализация бизнеса и/или проекта определяется не только и не столько его внутренним содержанием и механизмами, но в значительной степени социальными отношениями, которые складываются вокруг бизнеса и/или проекта, и вместе с ним.

И создание бизнеса, формирование нового проекта — это не про создание продукта. Это не про умение чего-то точить, строгать или программировать. Создание нового бизнеса или проекта — это про создание новых социальных связей. Сформируются ли эти социальные связи? Будут ли они работать? Будут ли они достаточны для одной транзакции социального обмена или связь станет крепкой и обмен постоянным?

Предприниматель — это не про создание нового продукта или услуги.

Предприниматель — это человек, который инициирует, создает и поддерживает новые схемы и механизмы социального обмена. Он меняет и творит социальных ландшафт вокруг себя. Предприниматель активно вступает в социальные связи, в поисках новых возможностей для социального обмена. И в это его важнейшая главнейшая и уникальная способность, его функция. И именно на это направлено внимание предпринимателя. На этом он сфокусирован.

Его, предпринимателя, работа — инициировать социальные мутации, делать то, что выходит за понятие «нормы». В общественном организме функция предпринимателя в том, чтобы происходили мутации, чтобы общество развивалось, чтобы у него появлялись новые способности и возможности, которые позволят общественному организму выжить, защитить свою территорию и доминировать. Предприниматель отвечает за общественную эволюцию.

А как же создание продуктов и услуг? Да, это важно. Без артефактов человеческой деятельности невозможен обмен. Продукты и услуги нужны. И их нужно создавать. Но это уже другая деятельность. Предприниматель по отношению к ней скорее заказчик.

У предпринимателя нет ни задачи, ни функции в создании новых продуктов и услуг. Его задача и функция в создании новых каналах и механизмах социального обмен, его субъектов и вовлечении новых участников. И предпринимательская прибыль складывается из того, сколько социальных транзакций он инициировал. Чем больше связей и обмена инициировал и создал предприниматель, тем больше его доход и оценка его деятельности.

Успех предпринимателя не в миллионах заработанных денег, не в инновационных или уникальных продуктах. Все это следствие. Предпринимательский успех в новых социальных связях, знакомствах, схемах социального взаимодействия и их устойчивости. Социальные связи — вот продукт его деятельности.

И да, социальный предприниматель — теперь для меня звучит как-то странно. :)